Индекс цитирования. www.vitrazhi.net.ua/tsvetovye-sekrety/
// Disabling Section shortcode global $disable_section_shortcode; $disable_section_shortcode = TRUE; wp_enqueue_script('comment-reply'); ?>

Цветовые секреты

Каждому, кому приходилось строить дом и обставлять, хотелось, чтобы он был не только удобным и теплым, но и соответствовал вкусу хозяина, в какой-то степени отражал его мироощущение и взгляды. Однако без знания принципов создания интерьера устроить это невозможно. При этом цвету всегда придавалось особое значение, поскольку он способен вызывать определенные эмоции и наполнять пространство особым содержанием. Именно от него зависит то, как будет восприниматься весь интерьер в целом, поскольку он присутствует везде. В цветовое решение свою лепту вносит и витраж, который может поддержать атмосферу уюта или разрушить ее, привнеся раздражающий момент. Кроме того, его цвет легче всего изменяется.

Поскольку витраж призван создавать эмоциональный фон, необходимо знать, как цвет влияет на людей. Он может притягивать и отталкивать, поднимать и понижать тонус, пробуждать радостные эмоции и печалить. Есть специальный психологический тест, разработанный швейцарским у определение психологического состояния человека в зависимости от того, какой цвет он предпочитает. Важно и то, что цвет сам воздействует на человека, его аппетит, настроение, кровяное давление и остроту слуха. Давно замечено, что комната, в которой горит лампа под красным абажуром, кажется теплее, чем помещение, освещенное синим светом; светло-желтый цвет сделает тяжелый предмет более легким; апельсин покажется не таким душистым, если съесть его в темноте, когда мы не видим цвет плода.

Цвет воздействует не только на эмоциональное, но и на психофизиологическое состояние. Опытным путем было установлено, что даже один и тот же цвет может вызывать как негативное, так и позитивное настроение в зависимости от продолжительности и интенсивности его воздействия.

Человеческий глаз может различить до 1,5 млн цветов и оттенков, причем более тонко чувствующими являются женщины. На цветовосприятие влияет и возраст человека: если до 25 лет оно усиливается, то потом оно постепенно ослабевает.

Цвета способны вызывать различные психологические реакции. В зависимости от этого они делятся на тонизирующие (желтый, желто-оранжевый, оранжево-красный, красный и их производные) и успокаивающие (голубой, синий, сине-фиолетовый и их производные). Зеленый цвет в зависимости от того, какой оттенок преобладает, может восприниматься как теплый (зелено-желтый) или холодный (зелено-синий), то же самое относится к фиолетовому, который кажется теплым при преобладании красного и холодным – при преобладании синего.

Важной является не только физиологическая реакция человека на цвет, но и цветовые ассоциации. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что красный относится к активным, тонизирующим, теплым и сексуальным цветом, но в большом количестве становится агрессивным и угнетающим.

Оранжевый цвет действует примерно в том же направлении, что и красный, но более мягко. Он вселяет радость и поднимает настроение.

Желтый цвет является самым светлым в спектре. Он вносит ощущение солнца, чьи лучи при использовании этого цвета в витраже еще более усиливаются.

Зеленый цвет – самый распространенный в природе. Он соотносится с покоем, стабильностью и надежностью. За каждым его оттенком закрепилась особая ассоциация: светло-зеленый – кротость и нежность, ярко-зеленый – покой и прохлада, зелено-голубой – ченым М. Люшером, основной задачей которого является холод и даль.

Голубой цвет успокаивает. Он часто встречается в природе, поэтому отождествляется с чистотой и высотой неба, плавностью течения воды и т. п.

Синий принадлежит к холодным цветам, он успокаивает, но слишком темный его оттенок может угнетать и подавлять.

Фиолетовый цвет – это смесь красного и голубого, поэтому совмещает эффект того и

другого, чаще всего его используют в качестве акцента.

Сила воздействия на психологию человека зависит не только от собственно цвета, не менее важными представляются его насыщенность и площадь, которую он занимает. Установлена закономерность: чем светлее цвет, тем интенсивнее он воздействует, тем больше ограничивается его площадь. Таким образом, цвет должен подаваться в определенных пропорциях, чтобы производить именно то впечатление, на которое он рассчитан. Так, соотношение желтого к фиолетовому составляет 1:3, а синего к оранжевому – 2:1.

Психологическое влияние цвета было известно еще в Средние века, когда цветное стекло стали активно использовать для создания витражей в храмах. Полумрак и переливающиеся разноцветные блики очень сильно влияли на верующих.

Чтобы не допустить ошибки при принятии цветового решения, необходимо иметь некоторое представление о теории цвета. Суть ее состоит в том, что основными цветами, на основе которых можно получить вторичные цвета, являются красный, голубой и желтый. Смешивая их попарно, получают фиолетовый (1-й и 2-й), зеленый (2-й и 3-й) и оранжевый (1-й и 3-й). Если смешивать цвета далее, можно добиваться различных оттенков, более бледных или насыщенных. Благодаря их взаимодействию создается колорит. Цвета в витраже могут как гармонично сочетаться друг с другом, так и контрастировать. Понять и использовать гармонию и контраст цветов помогает цветовой круг (рис. 29).

Рис. 29. Цветовой круг

image

Собор становился резиденцией епископа, в подчинении которого находились все приходские церкви. Они превращались в центры, которые не только координировали деятельность всей церквей епархии, но и поддерживали монашеские ордена. Нередко священнослужителями становились члены древних родов, люди образованные, сведущие в вопросах искусства вообще и архитектуры в частности. Именно им принадлежит честь создания готического стиля, который стал основным в это время. Строительство соборов обеспечивалось многочисленными пожертвованиями, которые шли обустройство храмов. Несомненно, без готических витражей картина была бы неполной.

Чем ближе цвета находятся друг к другу, тем более гармоничные сочетания они образуют, а чем дальше они расположены, тем контрастнее они становятся. При построении композиции только на гармоничных сочетаниях можно получить скорее отрицательный результат, поскольку возникает нечто монотонное и утомительное.

Поэтому очень важно расставлять яркие, контрастные акценты, которые внесут в изображение живость и естественность, а также выявить нюансную и контрастную гармонию. Первая строится на сходстве цветов. Различаются монохромная нюансная гамма (синий, светло-синий, голубой); гамма из цветов, соседствующих в цветовом круге, но разных по тону (красный и красно-оранжевый) или близких по тону (желтый, желто-оранжевый, оранжевый); ахроматическая гармония (сочетание разных оттенков серого); гамма, построенная на сочетании ахроматических и хроматических цветов (серый и голубой).

Главная особенность контрастных сочетаний, в отличие от гармоничных, заключается в противопоставлении цветов по тону и насыщенности. Наиболее сильные контрастные сочетания строятся на основе цветов, диаметрально противоположных в цветовом круге, которые могут быть дополнительными, например красный и зеленый, но чаще контрастные цвета близки к дополнительным, но не совпадают (например, синий и желтый).

Выбирая палитру для витража, необходимо учитывать несколько моментов:

• преобладают ли в доме закрытые двери или же дверные проемы оформлены в виде арок;

• просматривается ли одно помещение из другого.

При положительном ответе следует использовать в витражах эффект нюанса, благодаря чему пространство будет восприниматься цельным.

Палитра витража может строиться на основе различной тональности и насыщенности одного цвета. В этом случае необходимо помнить, что витраж не существует обособленно, его цвет должен гармонировать с цветом мебели и различными элементами интерьера. При этом можно использовать как цветовой контраст, так и разнообразные оттенки одного и того же цвета. Контраст будет максимальным, если использовать насыщенные основные цвета. Применение контрастов, построенных на основе оттенков одного цвета, подчеркивает глубину пространства.

Применив резкий контраст, при котором в витраже будут представлены абсолютно противоположные цвета, можно создать подвижные, живые и привлекающие внимание композиции.

Цветовое решение витража – задача далеко не простая. Она осложняется еще и тем, что один и тот же цвет всеми людьми воспринимается по-разному. Кроме того, следует учитывать конфигурацию помещений, высоту потолков и степень освещенности. Витраж, пропуская свет, должен наполнять комнату сиянием, но при этом он не должен быть чересчур пестрым, поскольку цветовые пятна, слившись, перестанут играть на свету, то есть соотношение «свет – витраж» утратит эффект, который первоначально в него закладывался.

Предмет кажется окрашенным благодаря тому, что он отражает падающий на него свет. В этом плане белый цвет занимает особое место, так как отражает свет всех цветов. Чем больше света он отражает, тем белее кажется. Черный, в отличие от него, поглощает свет и цвет, и чем больше, тем темнее и насыщеннее становится. Но абсолютно белого и абсолютно черного цвета в природе нет.

В зависимости от силы падающего света контрастность цвета различна, то есть чем сильнее естественный свет, тем контрастнее цвет. Искусственное освещение меняет тональность цвета, при этом белый, зеленый и серый желтеют, желтый белеет, а синий краснеет или темнеет.

И последнее: используя витражи в качестве декора, следует помнить о том, что нижние этажи освещаются меньше по сравнению с верхними, следовательно, на верхних этажах витражи должны быть темнее.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *